fbpx

Покупатель с осторожностью относится к покупке жилья в МФК.

Покупатель с осторожностью относится к покупке жилья в МФК.

Возможности и будущее сочетания торгового центра, жилья и офисов в одном многофункциональном комплексе. О том насколько жилье в многофункциональных комплексах перспективное направление для украинского рынка недвижимости и строительной отрасли, говорит Юлия Барабанова, руководитель подразделения по реализации объектов строительства InCo home.

По количеству предложений жилье+ТЦ сегодня на рынке видим, что пока выделять такой вид недвижимости как жилье в многофункциональных комплексах в отдельный полноценный сегмент рано, однако уже появляются примеры данных концепций, как, например, Оbolon Smart Plaza от UDP. Формат такой концепции предполагает размещение объекта в центре города, наполнение рекреационной и коммерческой зоной, ориентированной на лиц работающих и проживающих в этой локации. Если брать классические примеры, то покупателем этой недвижимости будет компания сдающая ее в аренду своему сотруднику, менеджеру среднего и высшего звена, либо это будет молодая семья.

Также исходя из указанного портрета покупателя и формируется набор квартир – это квартиры с минимизированной площадью (smart format) дополненные апартаментами люкс класса большой площадью на высоких (видовых) этажах для крупных компаний. Данный вид недвижимости — классический инструмент для рентных фондов. В украинских реалиях, где портрет и мотивы покупателя не соответствуют мировому опыту,  часть покупателей составят лица, считающие центр города пригодным для полноценной жизни, однако, сегмент инвесторов, приобретающих такое жилье с целью сдачи в аренду, будет превалировать. Сегодня покупатель в Украине будет с осторожностью относиться к покупке квартиры в МФК.

Это в основном связано с качеством строительства, которое могут предложить многие отечественные застройщики. Совмещение коммерческих и жилых объектов, требует особой тщательности и высокого качества исполнения строительных работ с соблюдением всех норм. Их нарушения приводят к тому, что жильцы сталкиваются с рядом минусов соседства с коммерческими объектами, которые перевешивают плюсы близости инфраструктурных элементов. Развитая инфраструктура улучшает привлекательность объекта недвижимости и тут ничего не изменилось и не изменится в ближайшем будущем, но также никто не отменял классическое правило трех М, которое гласит, что три основных фактора определяющих ценность недвижимости называются Место, Место и еще раз Место, где объект расположен.

Зачастую в эту тройку врывается фактор цены за квадратный метр, что определено отсутствием стабильности в экономическом развитии страны, отсутствии ипотечного кредитования как инструмента приобретения недвижимости и отсутствия роста доходов у украинских семей. На примере нескольких наших объектов, могу сказать, что, как правило, в жилом доме под коммерческую недвижимость отводится до 10% общей площади. Например, в жилом доме на Армянской, 6а (Харьковский микрорайон) из 36 648 квадратных метров общей площади, под офисы и творческие мастерские выделено 2692 кв.м, или в жилом комплексе «Паркова вежа» на Краснопольской, 2г (Подольский район) из 33502 квадратных метро — 2647 м.кв. коммерческие площади.